Бесплатная юридическая помощь.
- Ждем ваших обращений!
Оглавление:
В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве. Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.
Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин. Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде.
Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге.
В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину. Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков.
Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи.
Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.
Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов». В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы.
Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу сам Жуковский. Создание произведения шло быстро.
Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Он сообщает, что русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.
Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь. Третье действие Зима. Изба Сусанина.
Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.
«Опера Иван Сусанин» доклад по музыке, изложенный в этой статье, расскажет Вам все об этой героической, народной, музыкальной драме и первой русской национальной опере.Автором оперы «Иван Сусанин» является М. Глинка. В основе музыкального произведения лежит предание о героическом проступке старосте села Домнина, крестьянина Ивана Сусанина.
Они обратились к крестьянину , чтобы он стал их проводником на пути в монастырь, куда по слухам собирался идти наследник русского престола. Сусанин согласился сопровождать поляков, однако завел их в самую гущу леса, где располагались непроходимые болота. Враги пытали и избивали крестьянина и, в конце концов, убили его.
Он стал настоящим героем для целого поколения.Композитор долго искал подходящий сюжет для своей оперы. Однажды, будучи в гостях у В.
Жуковского, он поведал о своих планах.
И хозяин дома предложил ему взять за основу героический подвиг Ивана Сусанина. Глинка настолько увлекся предложенной идеей, что с большим вдохновением взялся за ее написание в 1834 году.
Опера была закончена в 1836 году и первые репетиции стали проходить в Александринском театре. Премьеру произведения приурочили к грандиозному открытию Большого театра в Петербурге.Глинка несколько раз менял название своей оперы. Сначала это был «Иван Сусанин», потом «Смерть за царя».
Но император Николай I, которому композитор посвятил свое произведение, предложил собственный вариант названия — «Жизнь за царя».Успех оперы был ошеломляющим.
Колоритная и яркая музыка, героический сюжет, величественный финал и прекрасный хор произвели незабываемое впечатление на зрителей. Многочисленные сцены и сюжеты органично дополняли друг друга, придавая опере трогательности и драматизма.Надеемся, что доклад на тему опера «Иван Сусанин» помог Вам в подготовке к занятиям. А свое сообщение на тему опера Ивана Сусанина, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Загрузка.
Однако, Сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.
На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб.
Время боевое!» Действие второе.
Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях.
В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит.
Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется. Действие третье. Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его.
Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору.
Женщины радуются приходу весны.
В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой.
Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин.
Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи.
Конечно, образ главного героя – простого русского мужика, — музыка, его рисующая, не могли быть поняты придворными кругами. И даже более того, идея Глинки объединить русскую песенность с европейскими приёмами композиции оказалась недоступной и для многих музыкантов той поры. Но значимость этого события признавали все.
«Что развивается в трагедии? Какая цель её?Человек и народ.Судьба человеческая, судьба народная…»
(А. С. Пушкин) Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки.
Театр был переполнен. Присутствие царя и его семьи привело на открытие сезона весь «высший свет» — собрались музыканты, литераторы, художники. Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное.
Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер.
Прерванное было веселье возобновляется.
Действие третье. Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору.
Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну.
Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе.
Приходят крестьяне пожелать добра Антониде.
Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день.
Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается:
«Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь»
, — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить.
Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина.
Вдруг слышится конский топот, распахивается дверь, появляются поляки. Им нужен проводник, который проведет их к Москве.
Они уговаривают Сусанина, но напрасно.
Тогда предлагают золото и неожиданно получают согласие. Сусанину приходит в голову идея завести врагов в непроходимую чащу.
Тайком он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной мчится в погоню за поляками.
Ваня сообщает русским о появлении польского отряда. Полные решимости, они выступают навстречу врагу.
Место действия четвертого акта — глухой лес. Бредут замерзшие, уставшие поляки.
Они уже догадываются, что сбились с пути.
Наконец объявляется привал, поляки засыпают. Не спит только Сусанин. Он сознает, что его ждет гибель. Мысль о ней тяжела, но свой долг герой выполнил.
Разыгралась метель, и в ее музыке Сусанину чудятся детские голоса. Наступает утро. Пробудившиеся враги с ужасом понимают, что из лесных дебрей им уже не выйти.
Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.
К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников.
Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади.
Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.Продолжительность спектакля I Акт II Акт III Акт IV Акт 40 мин.